MBA подкаст с Александром Соколовым, Haas School of Business

May 31, 2010 by admin

В чем заключаются главные преимущества  Haas School of Business? Как проходит собеседование при поступлении Haas School of Business? На что следует обратить особое внимание при подготовке и написании эссе? Кому подойдет бизнес-школа в Berkeley, а кому нет? На эти и многие другие вопросы компании MBA Strategy любезно согласился ответить Александр Соколов, который в этом году был принят в Haas School of Business - одну из самых инновационных бизнес-школ мира.

Запись подкаста

***

Транскрипт подкаста

Здравствуйте, уважаемые слушатели! Тема нашего очередного МВА подкаста - это бизнес-школа в Berkeley. На несколько вопросов об этой инновационной бизнес-школе любезно согласился ответить Александр Соколов. Александр - один из тех, кому повезло стать студентом этой престижной бизнес-школы в этом году. Александр, поздравляю Вас с успешным поступлением! Скажите, пожалуйста, почему Вы выбрали школу в Haas Berkeley, и с чем было связано поступление на программу МВА?

Если говорить про поступление на МВА в целом, то причина была связана с тем, что сейчас я работаю в инвестиционном банке - Deutsche Bank в Москве - и в какой-то момент я понял, что даже в такой области, как финансы не всегда хватает знаний для успешного продвижения по карьерной лестнице. Сейчас карьерный рост молодежи стал немного хаотичным: ты выбираешь место, не всегда ориентируясь на то, что ты хочешь делать, на свои способности. Скажем, вначале ты идешь туда, куда взяли, потом уже выбираешь по престижу. Однако в карьере наступает поворотный момент, когда нужно понимать, что хочется делать, в чем твой наибольший интерес, где твои сильные стороны и где наилучшим образом можно применить твой потенциал.

?менно поэтому я рассматривал МВА и все программы исключительно, как своеобразную машину, которая может формально помочь подойти к выбору своего места работы, своей карьеры и снабдить не просто теоретическими, но и практическими знаниями для того, чтобы идти дальше по данному карьерному пути. ?, безусловно, иностранное образование как таковое меня также привлекало, поскольку до этого я учился в Финансовой академии в Москве. Это было профильное образование, и я работаю по этой же специальности. Однако разница очень значительна как в подходе к обучению, так и в плане акцента программы. Таким образом, мне хотелось получить опыт иностранного образования, так как с одной стороны это очень полезно, а с другой - добавляет дополнительное credibility перед работодателем. Этим можно объяснить мое поступление на МВА. Что касается выбора школы, то я подавал документы сразу в несколько заведений. Школа Berkeley была в топовом листе, куда я поступал изначально. Для этого было несколько причин. Во-первых, для меня была важна сама сила университета, при котором находится школа. Berkeley имеет очень сильную репутацию как один из лучших университетов в мире. Во многих областях и, в частности, если брать естественные науки, то университет входит в пятерку лучших в мире. Для меня это залог высоких академических стандартов, своеобразной общей культуры и качества образования, поскольку есть очень сильные профессора во всех областях. Например, в экономике за последние десять лет там было три лауреата Нобелевской премии. Поэтому одна из тех причин, которая привлекает - это наличие высококлассных как профессоров, так и студентов. Вторая причина - это специализация школы. Я более-менее знал чего хочу от бизнес-школы и выбирал не просто по рейтингу, а смотрел на чем школа специализируется, в чем ее сильные стороны. Сейчас я не в самом банковском бизнесе - я продвинулся несколько дальше, нежели могут рассчитывать выпускники МВА, поэтому для меня прямой выгоды от получения МВА и потом возврата в инвестиционную банковскую отрасль практически не было. Однако меня интересовало не это, а, собственно говоря, сферы деятельности моей наименьшей компетенции и то, к чему лежит душа. В частности, это предпринимательство, сектор высоких технологий и телекоммуникаций. ?ными словами, просто технологический сектор. Бизнес-школа Haas в Berkeley в этом очень сильна и делает ставку именно на эти две области.

Прежде всего, это можно объяснить близостью к Силиконовой Долине. Подобно Stanford GSB эта школа поставила большое количество кадров и сыграла очень большую роль в восстановлении и развитии Силиконовой Долины. Это как программисты, так и люди из бизнеса.

В Berkeley для всех студентов открыто огромное количество клубов по предпринимательству, в венчурных фондах, в технологиях. Например, студенты, у которых изначально техническое образование, но у них есть какие-то задумки и бизнес-идеи приходят в эти клубы. Это так называемый cross listing, который практикуют многие школы: если университет, при котором находится бизнес-школа, имеет сильный факультет, например, в медицине или технические факультеты, то студенты различных факультетов могут приходить и делиться опытом. В частности, в Berkeley организована программа именно совместного обучения студентов из технического факультета и абитуриентов бизнес-школы. Здесь можно обсудить современные тенденции в технологическом секторе, узнать про новые разработки и, таким образом, люди могут с одной стоны делиться опытом, а с другой - искать потенциальных партнеров для начала нового бизнеса. Мне это очень интересно, поскольку сила Berkeley как, прежде всего технического университета, просто безукоризненна и имеет очень высокую репутацию. Для меня это залог того, что я смогу непосредственно пообщаться с инженерами, программистами очень высокого класса и, соответственно, если у меня или у них будут бизнес идеи, интересны мне и в которых я смогу себя реализовать как бизнес менеджер, то это будет очень познавательно.

Мне также очень понравилась культура бизнес-школы. Она достаточно открытая и даже либеральная и стала своеобразной trade mark бизнес-школы. Лично мне импонирует то, что в культуре чувствуется большой динамизм. Сейчас пришел новый молодой и прогрессивный декан, который мне очень понравился. В школе чувствуется, что происходят постоянные перемены, есть план развития в среднесрочной перспективе: вводятся новые предметы, делается ставка на инновации. Не могу сказать, что это будет совершенно новая программа, но школа меняет фокус даже в существующих предметах. Ведь, по сути дела, предметы везде одинаковые, но конкретно Berkeley делает упор на попытки поиска новых решений, которые называют challenge to status quo. ?ными словами, в каждой ситуации нужно искать не просто стандартные, а какие-то нестандартные решения. Это может быть везде - в финансах, менеджменте, маркетинге.

При этом школа собирается активно пополнять и укреплять штат профессоров. Хотя даже если сейчас посмотреть на сайте все регалии преподавательского состава, то видно, что среди них много Нобелевских лауреатов и лауреатов других престижных премий. ?, тем не менее, я подчеркиваю, что школа собирается еще усилить штат преподавателей. Для меня это приятно, поскольку во многих других школах, которые тоже входят в десятку, я такого не увидел. Одни считаются традиционно сильными и у них хорошая репутация, но у них не чувствуется динамизма, новизны, желания развиваться, а не оставаться с тем, что уже есть. Учитывая, что конкуренция очень сильная, я думаю, что Berkeley сможет как минимум выстоять и как максимум подняться в рейтингах. Мне это очень понравилось в школе.

Вот три основных причины поступления, хотя есть еще масса других оснований. Например, в Berkeley очень маленький класс - наверное, из школ первой десятки он самый маленький: 250 человек, хотя бывает 240-260 в зависимости от года. Это очень большой плюс, поскольку если цель программы - это познакомиться с людьми, завести связи, то, наверное, лучше это будет сделать в школе меньшего масштаба. Когда в школе больше 700-800 человек, то просто невозможно запомнить, кто с тобой учился. С другой стороны, есть возможность получить больше образования: чем меньше людей в классе, тем больше внимания профессоров получаешь. Да и ты сам становишься более заметным.

Я предлагаю перейти ко второму вопросу. Вы очень много рассказали о самой школе и видно, что Вы долго готовились и искали информацию именно об этой школе. Скажите, пожалуйста, какие ресурсы использовали, например, для поиска информации о бизнес-школе в Berkeley? Как долго готовились? Что было сложнее всего в подготовке? Вы наверняка сдавали GMAT, писали эссе. Сколько это заняло у Вас времени и сколько пакетов Вы готовили - во сколько школ Вы подавали документы?

Я начал готовиться примерно год назад - где-то в июне - и подавал в Berkeley в первый раунд. Поэтому у меня ушло на подготовку наверное около пяти месяцев. К GMAT я готовился больше всего, что заняло четыре месяца. Я его сдавал два раза: первый раз сдал не очень хорошо, а во второй - очень хорошо. GMAT - самый трудоемкий с точки зрения элементов подготовки, поскольку с плохими результатами лучше вообще документы не подавать. Первый раз у меня получилось ниже 700 баллов, а второй - 860 - результат, с которым я мог подавать во все школы.

А в чем причина такого разброса результата? Как вы думаете? Это подготовка? Если честно, я знаю, в чем была причина. ?значально, я готовился полностью самостоятельно, хотя до этого - два года назад - я ходил на курсы в Москве. Тогда я решил в итоге не подавать на МВА и не сдавать GMAT вообще. В этот раз я готовился полностью самостоятельно по всем учебникам - Official Guide, но подход был немножко неправильным. Я начал сдавать симуляционные тесты, которые проходят в реальном времени и на них набирал больше 700 баллов. Однако когда ты сдаешь этот трехчасовой тест и в итоге набираешь больше 700, то с полным удовлетворением выключаешь компьютер и на этом заканчиваешь день. В итоге, ты не делаешь работы над ошибками: когда очень много вопросов, то очень трудно потом вспомнить что было в тесте и как оно было. Да, в конце выдается список вопросов, которые были решены правильно и неправильно, но никогда работы над ошибками в результате не делаешь, поскольку это очень большой объем. Во второй раз я готовился по системе Куйзе, которую я купил у Каплана. Ты решаешь, к примеру, 10-20 вопросов, которые ты можешь компилировать по разным темам: может быть 10 вопросов по математике, либо 10 вопросов на critical reasoning; можно выбирать уровни сложности. После решения 10 вопросов, ты, допустим, получаешь 8 из 10 правильных и сможешь найти 2 неправильных ответа. Более того, у Куйзе также можно выбирать типы вопросов: если это математика, то можно выбрать вопросы по геометрии или на теорию вероятности. В этой ситуации можно понять, где слабые места, а поскольку количество вопросов небольшое, то есть возможность провести быструю работу над ошибками, что очень важно в GMAT. Кроме того, если разобраться в типах вопросов, особенно в critical reasoning, то начинаешь уже заведомо, когда появляется тест, видеть правильные решения. Когда я был на втором тесте и у меня появлялся вопрос, я уже практически знал правильный ответ, даже если я его не находил среди вариантов. Поэтому я считаю, что это очень важно. Эссе заняло у меня меньше времени, чем GMAT, но это, безусловно, очень сложный этап, к которому нужно очень серьезно подходить. Об эссе я начал думать раньше, чем начал его писать: вопросы более-менее похожи везде и над ними стоит просто хорошо подумать, чтобы вспомнить какие-то сильные моменты, критические этапы в жизни, которыми ты гордишься или которые сформировали характер и повлияли на твою жизнь. С одной стороны, они раскрывают характер, с другой - подчеркивают сильные стороны в человеке. Поэтому для этого нужно много времени: какие-то варианты отклонялись, другие же моменты нашли свое место в эссе. В итоге, на написание ушло месяца два: вычитывание, грамматика, исправление орфографических ошибок, которые непозволительны в эссе. Грамматика должна быть на очень высоком уровне: все понимают, что, несмотря на то, что мы не носители языка, мы конкурируем со студентами американцами и количество мест для России не выделено. ? если эссе написано плохо, то человек просто не будет выбран. Также нужно правильно угадать, что конкретно эта бизнес-школа хочет услышать, что для нее важно. Для Berkeley, например, очень важно, насколько человек разделяет ее стандарты и ценности, насколько он open-minded, имеет ли нестандартное мышление и готов ли находить неординарные решения. Что касается изучения самих школ, то, прежде всего, это была информация с ?нтернет. Есть очень много блогов и обсуждений, которые очень легко найти и где абитуриенты сравнивают бизнес-школы. Школы первой десятки на самом деле очень разные. Невзирая на позицию в рейтинге, очень сложно разобраться, поскольку у всех школ есть в чем-то преимущество над другими. ? нужно выбрать то, что больше подходит именно тебе, что больше хочется выучить. Допустим маркетинг, как таковой, мне был не очень интересен, поэтому школы, сильные в этом направлении меня не интересовали. Однако школы с фокусом на предпринимательстве, инновациях и технологическом предпринимательстве - это для меня было очень интересно. Berkeley здесь выделяется, поэтому я его и выбрал. Вся информация бралась с сайтов, обсуждений и по возможности, если есть знакомые выпускники, то с ними также можно пообщаться.

Вы ездили на кампус школы?

На кампус школы я, к сожалению, не ездил, но я его посетил уже после того, как был зачислен - так называемый meet weekend. Я не поехал, поскольку это очень далеко и нужно как минимум неделя на всю поездку. Однако мне повезло, и многие мои коллеги по работе ездили и поделились со мной впечатлениями. Более того, я работаю в большой международной компании, поэтому мне не трудно было найти коллег из других офисов, которые заканчивали Berkeley. Однако тем, у кого нет возможности пообщаться, есть в помощь такая социальная сеть Linkedin с фокусом на бизнес контакты. В поиске можно ввести бизнес-школу, которую человек закончил, и найти несколько людей, написать им письма - хотя бы один да согласиться встретиться и рассказать про бизнес-школу. Однако съездить на кампус было бы хорошо и полезно, хотя у меня такой необходимости и не было.

То есть интервью у Вас проходило с выпускником школы?

Да, интервью у меня проходило с выпускником школы здесь в Москве. На самом деле, я был на собеседованиях в нескольких школах, и возможность пройти интервью была в родной стране.

Ощутили какую-то разницу между процессом интервью, который проводили выпускники разных школ? ?ли они очень схожи? В целом, интервью очень схожи. Отличается просто культура бизнес-школ: у некоторых более формальный подход и они будут задавать конкретно прописанные вопросы. Среди моих друзей есть выпускники МВА, которые проводят интервью: бизнес-школа присылает им заявление (application) и список задаваемых вопросов кандидату. Другие школы неформальны. Например, в Berkeley у меня было неформальное интервью: человек пытался понять, чем я хочу заниматься по жизни, почему я считаю, что Berkeley мне подходит. ?ные вещи, в общем, видны из резюме и эссе. Все интервью были не сложные. Самый сложный элемент - это умение правильно себя преподнести как потенциального студента конкретной бизнес-школы. Нужно показать, что ты знаешь эту бизнес-школу, что ты интересовался ее сильными сторонами и что ты именно тот человек, которого они должны взять. Если поступать, например, в финансовую школу, то нужно показать, что тебе интересна работа в финансовой индустрии; нужно иметь определенное карьерное видение, знать что ты хочешь изменить и зачем тебе бизнес-школа. Самое главное - продемонстрировать искренний интерес к школе. Если честно, я подавал в несколько бизнес-школ и среди них были те, в которые я не очень хотел в итоге идти. Я подавал документы исключительно из-за рейтинга, что было не правильно, поскольку чувствовалось, что я не очень понимаю, зачем мне это нужно. Например, у меня сейчас сильный опыт в финансах и мне просто незачем подавать в финансовую бизнес-школу.

Как собираетесь решать остальные бытовые вопросы? Будете жить на кампусе или снимать квартиру? Вы об этом уже думали? Может кто-то уже в этом году тоже поступил в Berkeley с СНГ или России? Связывались ли Вы с ними? Собираетесь ли кооперироваться с будущими сокурсниками в этих вопросах? Во-первых, кампуса в Berkeley как такового нет. Berkeley - это большой пригород Сан-Франсиско, в котором сам университет играет очень большую роль. Совершенно не проблема вблизи снять квартиру: мы, как поступающие студенты будем, скорее всего, заселятся в квартиры выпускников. С одной стороны, хоть и говорят, что живя на кампусе, ты тесно общаешься со студентами, с другой же - бизнес-школы со своим кампусом зачастую изолированы от городов. В бизнес-школе, которая не имеет своего кампуса, но находится в большом городе, например Stern или Columbia в Нью-Йорке, очень трудно найти жилье вблизи университета. Как правило, все живут порознь и особо не общаются. В случае с Berkeley - золотая середина, поскольку пригород достаточно тихий, снять квартиру можно спокойно и очень близко к университету, но при этом там есть чем заняться. Все поступившие студенты уже создали группу на Google, где мы общаемся друг с другом и находим сожителей. Самый простой вариант - это кооперироваться с американцами, которым гораздо проще снять квартиру, и которые более мобильны в этом отношении. Когда я ездил на weekend, то познакомился с некоторыми людьми, с которыми буду общаться и, скорее всего, снимать квартиру. Как правило, студенты снимают квартиры по 2-3 человека вблизи университета или в близлежащих районах. По этому поводу волноваться слишком не стоит, поскольку бизнес-школа пытается этот вопрос решить: есть много информации на сайтах всех школ. Зачастую, студенты, которые уже учатся, также помогают в организации сообществ, где можно пообщаться и решить все проблемы.

Последний вопрос, который я часто задаю поступившим студентам и выпускникам: Что вы можете посоветовать тем, кто собирается поступать сегодня? Прежде всего, посоветую понять, что вы хотите получить от бизнес-школы, что вас конкретно интересует и какое ваше видение карьеры. ?ными словами, поступать наобум - неразумно, поскольку в течение первого года нужно будет искать место для стажировки. Если человек не знает чего хочет, то с этим будут сложности. Главное понять, чем хотите заниматься и на основе этого сделать выбор бизнес-школы. Я рекомендую смотреть на региональные рейтинги: сравнить американские школы с европейскими достаточно трудно и я, например, на рейтинг Financial Times полагаюсь мало. Если брать школы по Америке, то брать нужно американский рейтинг, к примеру, USNews или BusinessWeek. Все эти рейтинги дают возможность посмотреть не просто в целом, а проследить по предметам, в которых сильны школы, например, в финансах, маркетинге, предпринимательстве и т.д. Все школы первой десятки очень сильны академически, но у всех есть свои конкурентные преимущества в той или иной области. Для меня, например, Berkeley имеет просто колоссальное преимущество: она находится вблизи Силиконовой Долины, это поставщик кадров этого региона, огромное количество венчурных фондов практически еженедельно приходит на кампус на занятия, чтобы пообщаться со студентами. Мне это интересно, поэтому для меня выбор был однозначным. Второй момент - это правильно подойти к эссе. Если с GMAT вопрос более простой - сдал или не сдал - то эссе - это то, что позволяет бизнес-школе получить первое впечатление о студенте. Поэтому если есть возможность, чтобы иностранец прочитал на правильность языка, этим лучше воспользоваться. Но самое главное правильно представить себя бизнес-школе и показать, почему ты там хочешь учиться.

Александр, спасибо большое за интересные ответы. Если говорить про Berkeley, то Вы дали большое количество информации и такое впечатление, что Вы там уже учились.